В Казани показали снятые по русской классике шедевры итальянского кинематографа

Сегодня в казанском кинотеатре «Мир» в рамках III этапа культурно-просветительского проекта «Русская классика: читаем, слушаем, смотрим» была представлена программа «Классика итальянского кино». В церемонии открытия приняли участие организатор проекта, заслуженный деятель искусств РФ, президент Центра кинофестивалей и международных программ, кавалер Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» Татьяна Шумова, директор Итальянского института культуры в Москве Даниела Рицци и директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.

MSOK7548.JPG

Программа, подготовленная совместно с Итальянским институтом культуры в Москве, включает в себя показ фильмов знаменитых итальянских режиссеров - «Белые ночи» (1957) Лукино Висконти и «Похитители велосипедов» (1948) Витторио Де Сика. Итальянский институт культуры является гостем проекта и уже второй год подряд участвует в его программе, представляя фильмы классиков итальянского кино, поставленных по произведениям русских писателей. 

Показ в Казани представила директор Итальянского института культуры в Москве Даниела Рицци. Кстати, сегодня в Казанском институте культуры она провела тематический мастер-класс. Гостья поблагодарила «Татаркино» за организацию тематического дня итальянского кинематографа и повод приехать в прекрасную Казань. «Я здесь ранее никогда не была, но сейчас я в полном восторге от атмосферы города. Ваша замечательная культура, традиции, сосуществующие в такой гармонии, - это все меня действительно поражает и глубоко западает в душу», - призналась она.

Рицци выразила надежду, что показы итальянских фильмов в Казани будут и дальше пробуждать желание демонстрировать на экранах кинотеатров еще больше картин, представляющих Италию. Тогда можно будет говорить о дальнейших планах в этом направлении, заинтриговала гостья. «Итальянский институт культуры являются частью дипломатического представительства Италии в России. Это культурный бренд нашего посольства, и мы всегда открыты любым предложениям, сотрудничеству. Мы очень хотим развивать совместные проекты, приобщать россиян к итальянской культуре», - заявила она.

MSOK7593.JPG

Рицци объяснила, какое отношение шедевры итальянского кинематографа имеют к русской литературной классике. «Казалось бы, причем тут два итальянских фильма в Дни русской классики? Во-первых, эти два фильма – тоже классика, шедевры итальянского кинематографа послевоенного периода. А картина «Белые ночи» непосредственно касается русской культуры – она снята по одноименной повести Достоевского. Почему Висконти, будучи одним из основоположников неореализма в итальянском кинематографе, вдруг обратился к Достоевскому? Казалось бы, там не совсем подходящий сюжет для того, чтобы перевернуть новую страницу в нашем кинематографе. Но Висконти обратился к Достоевскому по совету крупного и значимого для нашей культуры литератора Эмилио Чекки. Узнав о том, что Висконти в определенный момент выразил недовольство неореализмом и тем, во что это течение обратилось, Чекки решил таким способом помочь написать новую страницу в итальянском кинематографе. В 1957 году фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, имел там успех», - рассказала она.

По словам Рицци, картина «Белые ночи» является своего рода манифестом антиреалистического течения итальянского кино. «Там в некотором смысле все искусственное. Фильм снят не в настоящем городе - действие перенесено в современность, город Ливорно в Тоскане. Но в фильме настоящего Ливорно нет – это все декорации, которые были специально построены в киностудии. Ничего аутентичного там нет, это искусственный фон для действия», - отметила она.

MSOK7558.JPG

В свою очередь Татьяна Шумова поблагодарила татарстанскую сторону за неизменное гостеприимство. По ее словам, проект «Русская классика: читаем, слушаем, смотрим» уже не первый день путешествует по стране и за пределами России. Мероприятия проекта уже прошли в Сербии, Ливане, Узбекистане и Таджикистане, а также различных регионах России. «Мы очень рады, что основные мероприятия, касающиеся концертов, выставок, мастер-классов, проходят в Казани в культурном центре имени Александра Сергеевича Пушкина. Кино в наших проектах всегда занимает особое место. Естественно, в год, посвященный Достоевскому, его творчеству, мы привезли программу экранизаций его произведений, - отметила она. - Я горжусь, что Республику Татарстан мы достойно представляем во многих странах мира, в том числе, в Италии». При этом Шумова признала, что есть определенные недоработки с представлением кинопрограмм экранизаций татарских классиков. «Мы исправимся. Нет совершенных проектов, их нужно совершенствовать», - убеждена она.

Миляуша Айтуганова поблагодарила казанцев, пришедших на кинопоказ итальянской киноклассики в столь солнечный и погожий день. «Я сама очень люблю экранизировать именно классику. И у нас есть программа, в рамках которой мы экранизируем татарскую классику. Мировая классика – величайшее богатство, золотой фонд планеты. В этом большом мире классика итальянского кино занимает очень большое место. Я считаю, что лучшие фильмы, которые экранизировали классические произведения – итальянские», - отметила она.

MSOK7551.JPG

В интервью журналистам Даниела Рицци выразила мнение, что кинематограф - хороший способ улучшения взаимопонимания между людьми. «Он вмещает в себя разные виды искусства и через кинематограф можно лучше познать чужие обычаи, менталитет, образ жизни. Это способствует сближению народов», - убеждена она. А Шумова выразила восхищение отношением итальянцев, в том числе, представителей молодого поколения, к своему культурному наследию. 

Организаторы III этапа культурно-просветительского проекта «Русская классика: читаем, слушаем, смотрим» – Министерство культуры Российской Федерации, Центр кинофестивалей и международных программ, при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и учреждения культуры «Татаркино». Программа, в которую вошли музыкальные вечера, мастер-классы, кинопоказы и спектакли, посвящена творчеству выдающихся классиков русской литературы – Федору Достоевскому и Николаю Некрасову. Мероприятия проходят в Культурном центре имени А.С.Пушкина и кинотеатре «Мир».

MSOK7602.JPG

В дни проведения III этапа проекта в рубрике «Русская классика на экране» демонстрируются фильмы известных российских режиссеров, созданные по произведениям и мотивам Ф.М.Достоевского из коллекции «Мосфильма»: «Идиот» режиссера Ивана Пырьева (1958), «Скверный анекдот» Александра Алова и Владимира Наумова (1966), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Александра Зархи (1980) и «Клетка» Эллы Архангельской (2015). Проект «Русская классика: читаем, слушаем, смотрим» был разработан Центром кинофестивалей и международных программ в 2017 г. с целью популяризации русского языка, культуры, литературы и отечественного кинематографа.

Для участия в мероприятиях в КЦ им.А.С.Пушкина необходимо зарегистрироваться по ссылке, для просмотра фильмов – в разделе «Афиша» по ссылке необходимо получить бесплатный билет. С подробной программой проекта можно ознакомиться по ссылке.

Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий