В.Байкеева: «То, что Казанский кинофестиваль отдал победу фильму «18 килогерц», поднимает его на еще более высокий уровень»

Эмоциональный удар, который члены жюри получили от фильма «18 килогерц» из Казахстана, завоевавшего Гран-при XVII Казанского фестиваля мусульманского кино, был огромным. Эта картина - абсолютно свежая, без всякой вторичности, - обязательно войдет в историю. Об этом заявила сегодня член жюри Казанского кинофорума, кинокритик, сценарист, исполнительный директор группы компаний GN Interpartners Валерия Байкеева.

В общении со СМИ по итогам XVII КМФМК приняли участие исполнительный директор Казанского фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова, а также присоединившиеся в режиме онлайн председатель жюри фестиваля, азербайджанский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, соучредитель Общества для содействия в разработке документальных фильмов и авторских программ Эльчин Мусаоглу, член жюри, кинорежиссер, технический директор Международного фестиваля средиземноморского кино в Тунисе Алмохаммад Кальсом (Сирия) и режиссер фильма «18 килогерц», сценарист, продюсер и актер Фархат Шарипов.

Подводя краткие итоги Казанского кинофестиваля, Миляуша Айтуганова привела такие цифры: всего за время кинофорума-2021 на различных площадках было показано 113 фильмов. В фестивале приняли участие более 1000 кинематографистов (без учета зрителей). «Несмотря на пандемийное время, гостей было много», - подчеркнула она.

Переходя к победителю Казанского кинофестиваля – фильму «18 килогерц» режиссера Фархата Шарипова, Миляуша Айтуганова отметила, что казахстанский кинематограф традиционно представлен на Казанском кинофестивале, и не только в этом году. Были годы, когда казахстанские режиссеры уже брали призы КМФМК. «Фархат – это очень продвинутый казахстанский режиссер», - подчеркнула она и поздравила Шарипова с заслуженной победой.

Картина «18 килогерц», снятая по повести «Хардкор» Зары Есенаман, вышла в казахстанский прокат в феврале 2021 года. 18 килогерц - это частота звука, которую не слышат взрослые. Фильм рассказывает о реалиях, которые происходили с подростками в Казахстане в конце девяностых во время героинового бума в Алматы. Казанский кинофестиваль – не единственный кинофорум, по достоинству оценивший остросоциальную работу Фархата Шарипова. В прошлом году фильм «18 килогерц» получил Гран-при 36-го Варшавского международного кинофестиваля. Позже фильм был признан лучшим на 30-м Международном кинофестивале в Котбусе (Германия) (удостоен приза за лучший молодежный фильм).

Фархат Шарипов признался, что абсолютно не ожидал, что его работа завоюет Гран-при Казанского кинофорума. «Большое спасибо жюри за внимание к фильму. К сожалению, мне не удалось приехать в Казань лично, я занят на съемках. Мы заканчиваем работу над очередным фильмом. И новость, что мы взяли Гран-при, пришла ночью, очень неожиданно, - рассказал режиссер. – У меня был отключен телефон, я находился на площадке. И только когда я включил телефон, то увидел, что мы победили. Это было приятно и стимулировало на дальнейшую работу».

По признанию Фархата Шарипова, у фильма «18 килогерц» было много вариантов концовки. «Проблема, к которой фильм обращен, не имеет ни завершения, ни логического объяснения. Фильм давался очень сложно. Я до сих пор не могу понять, как нам в конце концов удалось его сбалансировать», - сказал он.

В свою очередь председатель жюри Эльчин Мусаоглу выразил мнение, что недосказанность, которая есть в фильме «18 килогерц», говорит всегда больше, чем полностью разжеванная жвачка. «Зритель уже не тот, что был 100 лет назад, он уже все знает и понимает. Проблема, поднятая в фильме, актуальна для всего мира. Нас заинтересовала актуальность темы, игра актеров и операторская работа. Мы выбрали лучший фильм из представленных», - заверил он. Председатель жюри также признался, что до Казанского кинофорума не слышал о Фархате Шарипове, однако рад, что в казахстанском кинематографе заживаются новые имена.

Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц» и поднятой проблеме наркомании, председатель жюри подчеркнул: «Мы не смотрим его как казахский фильм. Мы воспринимаем этих героев как своих детей, родственников, соседей. Рядом со мной тоже живут такие люди. А то, что они говорят матом… Молодые все говорят на таком языке. Может быть, я этот язык и не понимаю. Но я смотрю на этот фильм с точки зрения месседжа, который он несет. Самое главное – эта картина трогает сердце. Я не думаю, что мои братья-мусульмане в Татарстане смотрят исключительно мусульманские фильмы. Они тоже смотрят американские фильмы, где все время матюкаются. Если мы уберем мат, остаются молодые ребята со своими проблемами. Да, я не матюкаюсь в своих фильмах. Но это не значит, что у меня есть право сказать, что в чьих-то других фильмах мата быть не должно. Мне всегда важен месседж фильма. Тебе становится плохо после просмотра. Да, там не только матерятся, но и колются. В Татарстане разве не колются? У нас в Азербайджане колются. Прошло много лет, но все повторяется. Все, что показано в фильме – не только проблема 90-х, это сегодняшний день».

В свою очередь Валерия Байкеева заявила, что Казанский фестиваль уникален, его надо развивать и дальше. Она также подчеркнула, члены жюри были солидарны в выборе фильма-победителя. «Я преподаю в киношколе, у меня появляются молодые ученики. И без боли, без слез я не могу говорить об их страшном прошлом, о том, какие вещества они принимали. Моей любимой ученице было 16 лет, и она вышла в окно… Это страшно. Для меня это такая боль, что мешает мне говорит», - эмоционально призналась она и выразила слова благодарности в адрес Фархата Шарипова за поднятую проблему.

Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц», Валерия Байкеева привела медицинский факт: «Мат снижает уровень боли. Употребление мата происходит вместе удара. Когда подростки употребляют обсценную лексику, они пытаются сказать нам: «Я стал взрослым». Она пообещала, что будет показывать эту картину своим ученикам для демонстрации, как создавать атмосферу и сделать кино живым.

«То, что Казанский кинофестиваль через наши руки дал приз фильму «18 килогерц», - это поднимает кинофорум на еще более высокий уровень. Поднимать тяжелые, страшные, тяжелые темы, присуще людям с современным и широким мышлением. Актеры просто бомбически сыграли в этом фильме, а у молодой актрисы большое будущее. Это решение о присуждении Гран-при фильму «18 килогерц» поднимает всех нас на более высокий уровень, - убеждена Валерия Байкеева. – Фильм Фархата абсолютно свеж, в нем нет никакой вторичности».

Режиссер фильма-обладателя Гран-при заявил, что сколько бы графика ни становилась более реалистичной, ты в нее не веришь, а экшн не производит такого глубокого впечатления на зрителя. «Остается делать фильм реалистичным, чтобы держать зрителя. Делать реалистичным кино и придумывать персонажи, которых я не вижу в жизни, - очень тяжело. Если молодежь в Татарстане не матерится и разговаривает на другом языке, наверное, этот фильм будет резать ухо и будет чужд. Но так сложилось, что реальность, которую я видел и хотел передать в кино, - она такова. И персонажи мои говорят на этом языке. Благодаря этому, когда ты смотришь фильм, ты веришь в происходящее и он производит на тебя впечатление. Только так я могу оправдать мат в моем фильме», - заявил Фархат Шарипов.

Говоря о критериях отбора картин на фестиваль, Миляуша Айтуганова расставила точки над «i»: «Секс, насилие, призывы к экстремизму – точно нельзя. По поводу лексики жестких критериев нет. Поэтому отборщики взяли этот фильм как стильную картину с другими преимуществами».

Заочно отвечая хейтерам, которые не оценили такого решения жюри, Валерия Байкеева выразила мнение: «Собака лает – караван идет. Люди, которые живут в современном обществе, XXI веке, оцениваю такие фильмы очень высоко. Первая оценка – эмоциональное состояние, потому что кино – это прежде всего, эмоция. Люди идут в кино, чтобы плакать и смеяться. Надо быть круглым идиотом, чтобы ходить в кино и изучать по нему историю. Для нас эмоциональный удар, который мы получили от фильма «18 килогерц», был огромен. У нас собралась очень профессиональная команда. Я отвечала за сценарий, наш президент - за режиссуру и в целом за подход, Алмохаммад – за общее восприятие, актеров и операторов. Каждый из нас внес свой вклад в эту победу Фархата Шарипова. – А насчет хейтеров. Пусть целуют друг друга в трепетные уста – мы не возражаем».

Член жюри из Сирии Алмохаммад Кальсом также дал высокую оценку актуальности поднятой в картине «18 килогерц» теме, проработке сценария, актерской игре, работе режиссера и оператора. «Мы не ожидали такой концовки у фильма. Это очень хорошая работа, а тема не теряет актуальности. Я не жалею, что мы проголосовали за этот фильм. Он заслужил столь высокие оценки», - подчеркнул он.

Как пояснила член жюри Валерия Байкеева, 18 килогерц – частота, которую не усваивает ухо взрослого человека. «Это тот адов мир, в котором находится подросток. Колется ли он, ругается ли матом, но он там один. Они растут в этом адовом мире. И прятать голову в песок не совсем осмотрительно. Там мы можем потерять их», - резюмировала она и выразила мнение, что фильм «18 килогерц» обязательно войдет в историю.

Подводя итоги общения с прессой, Миляуша Айтуганова заявила: «Если фильм вызвал столько эмоций, бурю и дискуссию, значит, режиссера надо поздравить с этой работой вдвойне. Некоторые фильмы были просто не замечены, а этот вызвал такую дискуссию».

Видео с пресс-конференции
Подпишитесь на рассылку
Получайте последние новости и будьте в курсе
грядущий событий